+38 (044)-228-73-80
Заказать расчет
назад

Почему в open-space хуже с коммуникацией?

Ученые доказали: «прозрачный офис», долгое время пропагандировавшийся, как  наиболее эффективная форма организации рабочего пространства, на самом деле уменьшает уровень взаимодействия сотрудников на 70 процентов.

Предприимчивые американцы в свое время выявили дополнительные возможности экономии денег при организации работы в офисе. Если всех сотрудников пересадить в общее большое помещение, можно было получить определенные выгоды по аренде. Ноу-хау облекли в благозвучную форму, окрестив открытым офисным пространством или опен-офис. С тех пор началось массовое переселение работников всевозможных контор и учреждений в общие залы. Не избежала этого и Украина.

Для того, чтобы заручиться поддержкой нововведения со стороны сотрудников, их активно убеждали в необходимости подобной реорганизации. Среди аргументов в пользу отказа от «перегородок» предлагались:

— качественно иные возможности сотрудничества;

— сплоченность и взаимоподдержка в коллективе;

— «работающий» эффект коллективного разума.

Практическое подтверждение этим доводам решили отыскать психологи Гарвардской школы бизнеса и Гарвардского университета Итан Бернстайн и Стивен Тюрбан. Исследование проводили на базе двух транснациональных корпораций в США, переносивших свои штаб-квартиры в открытое офисное пространство.

Контрольным инструментом стали социометрические бейджи, которые было предложено носить всем сотрудникам. Они в режиме реального времени регистрировали двигательную активность человека, положение его тела, фиксировали (без записи разговора) где, сколько и с кем он общается. Дополняла картину коммуникации информация с серверов компании, показывавшая активность использования электронной почты и других ресурсов.

Исследование продолжалось в течение трех недель на старой штаб-квартире, а затем (после небольшого перерыва, предназначенного для адаптации людей на новом месте) столько же — в опен-офисе.

Результаты оказались ошеломляющими. Как прокомментировали психологи, изменения во взаимодействии и поведении работников произошли, но …в худшую сторону. Люди отнюдь не стали ближе друг к другу и не начали активнее сотрудничать. Напротив, они стремились разными способами ограничить и защитить свое частное пространство. В отсутствие стен и перегородок, для этого применялись разные средства. Например, одетые большие наушники и сосредоточенность на экране монитора помогали отвлечься от общей суеты.

Живое взаимодействие, о котором так много говорили создатели новой формы организации офисной работы, не увеличилось, а сократилось на 70 (!) процентов.  Люди стали больше писать на электронную почту, и это почти наполовину увеличило используемый рабочий трафик.

Ученые убеждены, что утверждения об эффективности и полезности «открытого офиса» — не более, чем миф, построенный на пустом месте. Увеличение продуктивности работы в подобных условиях никак не подтверждается.

К тому же, уединение необходимо для восстановления духовных и физических ресурсов человека, потребность в нем — одна из фундаментальных особенностей человеческой природы. Попытки насильственно сделать человека «коллективным» приводят к дополнительной нагрузке на его психику и снижению производительности труда.

Профессор Университета Каролины Глория Марк утверждает, что после того, как человека, сосредоточенно выполнявшего работу, отвлекли, ему потребуется более 20 минут, чтобы вновь собраться и столь же внимательно продолжить свое дело. Нетрудно посчитать, что если сотрудника отвлечь в течение восьмичасового рабочего дня более 15 раз, то ему не удастся сделать вообще ничего.